×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Внедрение моторного биотоплива: новые возможности и перспективы для агропромышленного комплекса

Аннотация

А.Г. Фарков

Дата поступления статьи: 02.07.2013

В статье рассматриваются вопросы обеспечения бездотационного развития аграрных территорий. Указывается, что основной причиной дотационной зависимости современного агропромышленного комплекса является высокое потребление моторного топлива. Анализируется структура и основные направления потребления моторного топлива. В статье рассматривается возможность замены традиционно используемого нефтяного моторного топлива на его биологические аналоги, производимые самостоятельно. Предлагается комплекс мер, направленных на достижение энергетической самодостаточности АПК и включающий в себя внедрение энергосберегающих технологий, в т.ч. в сфере транспорта. А также реализацию новых организационно-экономических форм, позволяющих объединить, на основе горизонтальных связей.

Ключевые слова: биотопливо, возобновляемые источники энергии, альтернативная энергетика, агропромышленный комплекс, автономное энергоснабжение, биодизель, альтернативное топливо.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В настоящее время у большинства исследователей и практиков сложилось устойчивое убеждение, что регионы с преимущественно аграрной экономикой, могут быть лишь исключительно дотационными. В качестве обоснования обычно приводятся утверждения, что агропромышленный комплекс убыточен по определению и не способен существовать без государственной поддержки, в том или ином её виде [1,2]. 
Ключевым фактором, определяющим зависимость современного аграрного хозяйства от внешних дотаций, является чрезвычайно высокая энергозатратность основных видов сельскохозяйственных работ. Именно высокая энергозатратность приводит к низким показателям хозяйственной деятельности большинства аграрных предприятий в современных условиях и, соответственно, к существенным затруднениям в развитии территорий, на которых они локализованы. [3]
Современный технологический процесс большинства типов сельскохозяйственных предприятий требует одномоментного, в период посевной, или уборочной кампаний, привлечения достаточно большого объема оборотных средств, накопление которых в рамках одного предприятия, даже достаточно крупного, представляется задачей весьма проблематичной. Большую часть затрат оборотных средств составляют суммы, направляемые на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ). Именно они, доминируя в структуре текущих расходов сельхозпроизводителей, являются причиной того, что большая часть валового регионального продукта переносится, в конечном итоге, за пределы территории, где он был создан. Следует заметить, что этот фактор и порождает миф о «убыточности» и неэффективности аграрной экономики. В действительности же, эффективность аграрного сектора находится на уровне, характерном для большей части отраслей национальной экономики. Энергетическая зависимость большинства видов аграрного производства может быть  проиллюстрирована данными, приведенными в таблице 1, рассчитанными на основе статистических данных.

Таблица 1  - Удельные затраты энергоносителей для производства основных видов сельскохозяйственной продукции (для юга Западной Сибири)


вид производства, количество продукции

вид энергоносителя

дизельное топливо, л.

бензин 80, л.

сжиженный нефтяной газ, л.

мазут и печное топливо, кг.

уголь энергетический, кг.

природный газ, м3

электроэнергия, кВт-ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

Зерновые культуры, 1 т. в т.ч:

 

 

 

 

 

 

 

- пшеница

60,1

5,6

18,2

-

~1,1

-

2,3

- рожь

31,4

2,8

10,1

-

~0,5

      -

2,3

-ячмень

32,3

3,4

11,4

-

~0,4

-

2,3

-овес

31,8

3,3

11,5

-

~0,4

-

2,3

Технические культуры, 1 т., в.т.ч.

 

 

 

 

 

 

 

- подсолнечник

48,5

6,4

15,1

-

-

-

3,8

- лен

60,5

4,5

17,8

-

-

-

5,1

Молоко, 100 л.

24,5

5,1

11,2

1,1

25,6

-

22,4

Мясо, 100 кг., в т.ч.

 

 

 

 

 

 

 

- говядина

33,6

8,2

14,3

0,8

18,6

-

4,6

- свинина

49,4

7,2

16,3

3,6

29,3

-

20,6

- птица

46,3

6,2

14,2

-

-

36,8

52,6

Примечание: показатели рассчитаны автором на основе статистических данных источников [4,5].
Как видно из приведенных данных, производство всех основных видов сельскохозяйственной продукции является весьма энергоемким.  И как результат этого практически вся созданная в аграрном секторе экономики стоимость будет перераспределяться в пользу поставщиков энергоресурсов. Именно горюче-смазочные материалы являются ведущим звеном в том замкнутом круге, во власти которого находится большинство производителей сельскохозяйственной продукции: «кредит весной для проведения посевной – продажа урожая осенью по низким ценам для погашения кредита». [6]
Однако, к настоящему времени существует технология, позволяющая разорвать порочный круг нефтяной зависимости сельхозпроизводителей. Речь идет о повсеместном внедрении для нужд аграрного производства биотоплива, производимого из растительного сырья, выращиваемого внутри самих аграрных территорий, где и происходит его потребление. [7,8]
В настоящее время в мире ведутся активные разработки по внедрению растительных масел (рыжиковое, рапсовое и др.) и продуктов их переработки в качестве топлива для самых различных двигателей внутреннего сгорания. Далеко в этом направлении продвинулись правительственные и частные исследовательские центры в Германии и США. К настоящему времени большинство ведущих мировых производителей сельскохозяйственного оборудования, в т.ч. такие фирмы как John Deere, Case IH и др. сертифицировали выпускаемые ими двигатели для работы на растительном горючем. [9,10]
Топливо, произведенное из растительного сырья, с соблюдением всех технологических нормативов, имеет цетановое число на уровне 56-58, что соответствует только самому высокому из существующих стандартов – Евро-5. Оборудование для производства RME не отличается слишком высокой сложностью: для этого обычно используются традиционные для химической промышленности емкостные аппараты с мешалками, обеспечивающие смешение основных компонентов при температуре 70-80°С и давлении 0,9-1,2 МПа. Надо отметить, что в настоящее время рядом германских производителей выпускаются мини-заводы по производству биодизеля, в комплектации «под ключ». Также подобное оборудование начинает производиться рядом предприятий в России и странах СНГ.
Рапс является широко распространенной культурой в современной практике хозяйствования. Существующая средняя продуктивность аграрных угодий большинства регионов России позволяет полностью обеспечить потребности аграрного производства, используя при этом не более 20% от объема посевных площадей. Надо отметить, что для производства рапса подходят различного рода каштановые, подзолистые почвы, не имеющие особой ценности для возделывания продовольственных сельхозкультур. Так, в частности, в Алтайском крае посевной клин рапса достигает в настоящее время 40000 га. и при необходимости может быть увеличен еще в 7-8 раз (что при средней урожайности рапса, приблизительно, на уровне 30 ц./га и масличности семян на уровне 50%, может обеспечить производство биодизельного топлива в объеме 350-370 тыс. тонн в год. Это позволит полностью обеспечить потребности агропромышленного комплекса края в моторном топливе.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) в структуре расходов оборотных средств предприятий аграрного сектора более 60% составляют затраты на приобретение жидкого моторного топлива, что предопределяет высокую дотационную зависимость современного АПК;
2) в настоящее время существуют альтернативные технологии получения из растительного сырья биотоплива, равноценного по своим эксплуатационным характеристикам нефтяному топливу;
3) для производства моторного топлива растительного происхождения возможно использование выведенных в настоящее время из оборота сельскохозяйственных земель низкого качества, составляющих до 20% общего фонда пахотных земель;
4) производство биотоплива внутри аграрных территорий ключевым элементами для реализации модели самодостаточного развития АПК.

Список литературы:

1. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2000. – 194 с.
2. Вальтух К.К.  Технологическое обновление экономики и капиталовложения // Вестник Российской Академии Наук. - 2007. - Январь. - С. 33-42.
3. Кундиус В.А. Экономика АПК. – М.: КНОРУС, 2010. – 546 с.
4.Агропромышленный комплекс Алтайского края. 2005-2009: Стат.сб. – Барнаул: Изд-во территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, 2010. -  116 с.
5. Алтайский край в цифрах: статистический сборник 2005-2009. – Барнаул: Изд-во территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, 2010. -  196 с.
6. Н.А. Страхова, П.А. Лебединский Анализ энергетической эффективности экономики России [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона»,  2012, №3 – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/999  (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. М.Л. Самсонова Учет экологических факторов при разработке инновационного бизнес-плана [Электронный ресурс]  // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 (часть 2). – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/ n4p2y2012/1424 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
8. Малов, В.Ю. ТПК и кластеры: общее, особенности, частное  // ЭКО  – 2006. – № 11. – С. 2–18.
9. Highest Efficiency with Totally Integrated Automation [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.industry.siemens.com/verticals/global/en/biofuel-production/Documents/whats_up_Biodiesel_e20001_en.pdf  (доступ свободный) – Загл. с экрана. –  Яз. англ.
10. Biodiesel: Advanced biofuel – Here, How [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.biodiesel.org/docs/default-source/ffs-basics/biodiesel--advanced-biofuel---here-and-now-brochure.pdf?sfvrsn=2 (доступ свободный). – Загл. с экрана. – Яз. англ.