Доклад А.А. Гребенщикова, заместителя Губернатора, министра промышленности и энергетики
Уважаемые делегаты съезда!
По уровню развития и разнообразию отраслей промышленности наша область относится к ведущим в Российской Федерации. На Дону производится более четверти всей промышленной продукции Южного федерального округа. В основных отраслях экономики области сохраняется устойчивый рост объемов производства. Уже по итогам 2010 года мы в целом преодолели последствия мирового финансового кризиса в промышленности и превысили докризисный показатель индекса промышленного производства 2008 года на 11,3 %. За 9 месяцев текущего года также отмечается прирост индекса промышленного производства, который составил 10,1 %, что вдвое выше среднероссийского показателя.
Для себя мы ставим задачу сформировать такую региональную экономику, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста, была способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, модернизацию производства, рост конкурентоспособности, а также эффективное функционирование инновационной системы. Решение этих задач во многом зависит от инженеров, трудящихся во всех отраслях нашей экономики. Именно труд инженеров создает новые виды продукции, обеспечивает конкурентоспособность выпускаемых изделий, генерирует инновационные идеи.
Для решения стоящих перед нами масштабных задач мы имеем очень неплохую стартовую площадку. Уже сегодня во многих отраслях донской экономики идут процессы технического перевооружения и освоения новых технологий. Как пример можно назвать процесс модернизации производства ОАО «ТАГМЕТ», где к 2013 году планируется полностью перейти от мартеновского способа производства стали к электродуговому. Также на Дону появляются новые отрасли промышленности, в частности с введением в эксплуатацию Новошахтинского завода нефтепродуктов у нас появилась нефтехимическая отрасль.
Многие предприятия осваивают новые высокотехнологичные виды продукции, которые имеют спрос не только на внутреннем, но и на мировом рынке. На ОАО «Роствертол» освоено серийное производство нового боевого вертолета Ми-28, к которому уже сегодня проявляют серьезный интерес иностранные заказчики, ТАНТК им. Г. М. Бериева закончило подготовку производства самолета Бе-200, который не имеет мировых аналогов и так же имеет серьезный экспортный потенциал. Новочеркасский электровозостроительный завод в этом году начал выпуск пассажирского электровоза нового поколения ЭП-20. Все это говорит о высоком научно-техническом потенциале нашей промышленности и квалификации инженерного корпуса Дона.
Со своей стороны Правительство области принимает все меры по дальнейшей модернизации экономики и привлечению для этого инвестиционных средств. На сегодняшний день в нашей области сформировано, на мой взгляд, одно из лучших в Российской Федерации инвестиционное законодательство.
Разработана долгосрочная целевая программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы. Мероприятия Программы определяют 8 основных направлений работы по привлечению инвестиций, в том числе обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой территорий под развитие, формирование механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности, стимулирование спроса на создаваемую продукцию, формирование позитивного инвестиционного имиджа.
Для стимулирования инвестиционной активности предприятиям, реализующим инвестпроекты, предоставляются налоговые льготы, субсидируются процентные ставки. Принят закон о государственно – частном партнерстве. Разработаны и утверждены 28 апреля 2011 года поправки в областной закон «Об инвестициях в Ростовской области», предусматривающие максимальные налоговые льготы предприятиям, реализующим масштабные инвестиционные проекты. В 2010 году промышленные предприятия, реализующие инвестиционные проекты, получили более 150 млн. руб. налоговых льгот из областного бюджета, по итогам 2011 года планируется предоставить налоговых льгот на сумму более 200 млн. руб. Принимаемые меры позволили за 6 месяцев текущего года привлечь в обрабатывающие отрасли промышленности инвестиций на сумму 7,3 млрд. руб., что на 6,8 % больше аналогичного показателя за 2010 год.
В области формируется перечень 100 губернаторских проектов, реализация которых в ближайшем будущем обеспечит основной объем инвестиций, вложенных в экономику Донского края. Среди них можно отметить такие крупные, как «Строительство нового окрасочного комплекса» завода «Ростсельмаш», «Строительство мелкосортного прокатного стана» группы «Евраз-Холдинг», «Организация производства листового стекла» ООО «Гардиан Стекло Ростов» и другие.
Одним из важнейших направлений развития нашей экономики мы считаем формирование карового потенциала промышленности и прежде всего подготовку специалистов инженерных специальностей в высших учебных заведениях. Высокий уровень образования в донских высших учебных заведениях позволяет нашей области находиться в числе ведущих регионов Российской Федерации. Однако изменения, происходящие в последнее время в большинстве отраслей экономики, возникновение новых технологий и производств, создание нового поколения оборудования, техническое перевооружение предприятий ставят задачу подготовки новой генерации профессионалов в области техники и технологий, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие экономики на основе наукоемких технологий.
Сложность подготовки новой генерации специалистов связана с необходимостью соединить глубокое освоение фундаментальных знаний, с изучением инженерного дела и овладением инженерным творчеством, а также предпринимательским искусством. В этих условиях особую важность приобретает связь высших учебных заведений с действующими промышленными предприятиями.
Ежегодно техническими ВУЗами области выпускается более 8 тыс. специалистов. Вместе с тем, значительное количество выпускников сталкиваются с трудностями в дальнейшем трудоустройстве и одновременно по ряду специальностей наши предприятия испытывают дефицит специалистов. На наш взгляд это связано с недостаточно развитой двусторонней связью промышленности и образования. Что нужно сделать в этом направлении?
Прежде всего, сделать образование инженерных кадров более целеориентированным, максимально учитывающим потребности отраслей региональной экономики в инженерных кадрах конкретных специальностей. Для этого необходимо выстроить систему своего рода регионального «заказа» на специалистов определенных специальностей именно от промышленных предприятий, потому, что именно работодатели формируют рынок труда. В этой связи нам необходимо совместно с промышленными предприятиями и ВУЗами сформировать такие предложения.
Следующий вопрос, который по нашему мнению требует особого внимания это именно практическая инженерная подготовка технических специалистов, выпускаемых нашими ВУЗами. Обладая значительным багажом фундаментальных академических знаний молодой выпускник, начиная свою трудовую деятельность на производстве, сталкивается с трудностями чисто прикладными – незнакомое технологическое оборудование, его возможности, особенности эксплуатации и так далее.
Естественно, что высшие учебные заведения не могут позволить себе иметь в своей технологической базе абсолютно полный спектр современных станков и оборудования. Вместе с тем, уже в процессе обучения студентов проблему освоения инженерной деятельности, овладения прикладными производственными навыками можно решить с помощью системы практики, если студент представляет себе, какие именно практические навыки он хочет получить на производстве, с каким оборудованием познакомиться.
Для этого представляется целесообразным рассмотреть возможность создания своего рода студенческих конструкторских бюро, где студенты уже в процессе получения образования могут начать творческую деятельность, представить себе направление своей будущей трудовой деятельности и, таким образом, самостоятельно определить необходимый багаж прикладных инженерных навыков. Вместе с тем, эта работа невозможна без помощи промышленных предприятий, потому, что, именно промышленность может во-первых дать темы и направления научно-исследовательских работ студентов и во вторых обеспечить их материальное воплощение, обеспечив таким образом получение студентами необходимых прикладных инженерных навыков.
Для реализации этой задачи считаю правильным рекомендовать президиумам регионального отделения инженерной академии и ассоциации «Высокие технологии», Союзу работодателей совместно с руководством ВУЗов и промышленных предприятий рассмотреть варианты создания студенческих конструкторских бюро, а также определить для них возможные направления и темы научно-исследовательских работ.
Вообще вопрос совместной деятельности промышленных предприятий и высших учебных заведений на сегодняшний день приобретает многоплановый характер и не ограничивается подготовкой кадров. Не менее важным аспектом этого направления является внедрение в серийном и массовом производстве разработок ВУЗов. Положительные примеры таких совместных проектов есть уже сегодня. В этом плане можно отметить совместный проект завода «Квант» и Южного федерального университета «Создание высокотехнологичного производства по изготовлению информационно-телекоммуникационных комплексов спутниковой навигации». В рамках постановления Правительства РФ от 9.04.2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских ВУЗов и организаций, реализующие комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» проект стал победителем конкурса и получил субсидию федерального бюджета в сумме 81,3 млн. руб., работы по проекту уже ведутся и в 2012 г. планируется выход на освоение серийного производства изделий.
НКТБ «Пъезоприбор» (ЮФУ) совместно с концерном «Океанприбор» также стали победителями этого конкурса, где представляли проект «Создание высокотехнологичного производства пъезоэлементов из высокоэффективных материалов с использованием нанотехнологий». Общая сумма субсидий 130 млн. руб. Реализация проекта также уже начата получено авансирование в размере 12 млн. руб., в дальнейшем к реализации проекта в качестве производственной площадки планируется привлечь таганрогский завод «Прибой».
Это положительные примеры того, насколько эффективной может быть совместная работа промышленности и высшей школы. Также это и пример эффективного нормотворческого решения по регулированию и стимулированию этой работы. Я считаю, что этот опыт будет полезен и Ростовской области и нам необходимо рассмотреть возможность подготовки аналогичного правового акта с использованием средств областного бюджета.
Кроме того, было бы правильным предложить президиумам регионального отделения инженерной академии и ассоциации «Высокие технологии» совместно с ВУЗами провести мониторинг и оценку уже существующих в высших учебных заведениях области проектов, разработок и научно-исследовательских работ с целью дальнейшего их освоения в производстве.
Хотел бы сказать несколько слов и по вопросу популяризации инженерных профессий. По данным опросов общественного мнения более 70 % родителей не считают правильным давать своим детям инженерное образование, в то время, когда еще 20 лет назад значительная часть выпускников школ выбирала для продолжения своего образования именно технические специальности.
Почему это произошло? По вполне понятным причинам. Падение престижа инженерной профессии было связано с общей ситуацией в промышленности и, конечно, с падением заработков инженеров, которые произошли повсеместно после распада Советского Союза.
Мы должны внимательно отнестись к этой проблеме и подумать о том, каким образом обеспечить престижность инженерной профессии. Потому, что без квалифицированных инженеров у нашей страны нет будущего. Все инновационные решения, вся модернизация, о которой мы так много сейчас говорим, будет делаться только инженерами, представителями инженерных наук, точных наук, естественных наук.
В этой связи, считаю необходимым совместно со средствами массовой информации подготовить план мероприятий по созданию положительного имиджа и популяризации инженерного труда.
Уважаемые делегаты Съезда! В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что инженерное сообщество всегда было и остается сегодня главной движущей силой научно-технического прогресса. На современном этапе создания инновационной экономики должна возрастать роль инженерного труда в развитии наукоемких технологий для решения задач реального сектора экономики. Уверен, что проведение сегодняшнего Съезда станет заметным событием в жизни нашей области, даст возможность обсудить широкий спектр стоящих перед инженерной общественностью насущных проблем, найти пути их решения.